Сайт является вершиной айсберга интернет-бизнеса, но его функциональность очень важна. От того, как она выстроена, зависит конверсия, то есть то количество посетителей интернет-магазина, которые превратятся в покупателей.

Конверсия может отличаться в десятки раз — как правило, от 0,1% до 3%. Чтобы приблизиться к верхней границе диапазона, необходимо, чтобы в вашем ин­тернет-магазине присутствовало несколько важных элементов.

Юзабилити

Главный прин­цип магазина — пользователь не должен думать, что и как ему де­лать. Все элементы сайта должны быть понятными интуитивно. В противном случае, если сайт окажется слишком сложным или слишком оригинальным, посетитель так и не совершит ни одной покупки и ваша конверсия будет стремиться к нулю.

Наличие информации

Любой интернет-магазин должен предлагать клиентам стандартный набор информации и обеспечивать к ней легкий доступ. Потенциальный покупа­тель не должен долго выяснять, есть ли у вас доставка и сколько она стоит, какими способами можно оплатить товар. Бывает, что вместо поиска нужного товара пользователю приходит­ся искать саму строку поиска — просто потому, что она неудачно расположена, плохо выделена или ее вовсе нет.

Скорость загрузки сайта

Сайт должен быть готов к серьез­ному росту посещаемости. Есть специальные сервисы, которые позволяют отслеживать загрузку сайта на разных этапах форми­рования заказа. Это может быть просмотр товара, оформление покупки и т.п. Нагрузочное тестирование каждого этапа по­зволит оптимизировать работу интернет-магазина и избежать потерь из-за медленной работы сайта.

Дизайн

Дизайн и графиче­ские элементы сайта должны быть не только современными и красивыми, но и сделанными под конкретную аудиторию. Полезно провести бенчмаркинг и посмотреть, как выглядят магазины конкурентов или западных аналогов. Понятно, что если ассортимент вашего магазина — женская одежда, то дизайн сайта должен быть ориентирован на женскую аудиторию.

Также важны дополнитель­ные «фичи»: яркая кнопка «ку­пить», фото и даже видео с описа­нием товара. А также различные дополнительные элементы: но­вости о товаре, рейтинги товара, промоакции. Покупателю долж­на быть доступна максимально полная информация о продукте, а процесс оформления заказа и покупки должен быть логичным и простым. При этом пользова­тель должен всегда понимать, на каком этапе заказа он находится, в каком разделе каталога.

Важнейшую роль играет на­вигация магазина, то есть меню, которое позволяет найти товар. Меню должно хорошо восприни­маться, иметь четкую логику и графику. В поиске просто необ­ходима разветвленная система фильтров, с помощью которой можно быстро и удобно найти нужный продукт.

Классические элементы дизайна

У интернет-магазинов уже есть определенный стан­дарт дизайна, которого лучше придерживаться. Отсутствие классического расположения элементов сайта может смутить покупателя и стать причиной его ухода с сайта. К классическим элементам можно отнести:

• Логотип. Должен находиться в верхнем левом углу.

• Значок корзины. Должен на­ходиться в правом верхнем углу.

• Кнопка входа и выхода из системы. Должна находиться в правом верхнем углу.

• Область поиска. Должна на­ходиться в верхней части сайта.

Есть и другие классические элементы, которые должны быть на своем месте, чтобы сайт был удобным для покупателя. Цель интернет-магазина — прода­вать, а не выигрывать конкурсы оригинального дизайна. К тому же можно сделать сайт ориги­нальным, сохранив на своих ме­стах все классические элементы.

Очень важно не перегружать сайт информацией в надежде на то, что посетитель из такого изобилия выберет хоть что-то. Это ошибка: на перегруженном информацией сайте пользова­тель останется надолго только в том случае, если ему по каким-то причинам нужен именно этот сайт. В противном случае он про­сто не станет искать нужную ему информацию. Четкий дизайн и не очень большое количество вариантов выбора, напротив, облегчают просмотр сайта и сти­мулируют к поиску необходимой информации.

Расположив грамотно все не­обходимые элементы, предоста­вив максимальное количество полезной информации о своем товаре, вы сможете добиться высокой конверсии. Конечно, она зависит еще и от грамотно­го маркетинга, качественного сервиса, правильно выбранной целевой аудитории, ассортимен­та и т.п., но об этом мы подробно поговорим в следующий раз.